Елагин дворец расположен на одноименном острове, который с севера омывает Большая Невка, а с юга и востока Средняя Невка.
В начале XVIII века в этом живописном уголке располагались загородные усадьбы. Так, в 1709 году остров был подарен Петром I государственному деятелю П.П.Шафирову, с 1724 года Мишин остров, как его тогда называли со всеми строениями и людьми перешел генерал-прокурору при Сенате П.И.Ягужинскому.
В 1771 году остров был куплен сенатором президентом камер-коллегии сенатором А.П.Мельгуновым, тогда же остров стали называть Мельгуновым. В 1777 году Мельгунов был назначен генерал-губернатором Ярославля и перед отъездом продал остров князю Г.А.Потемкину. В 1777 году у Потемкина усадьбу купил обер-гофмейстер двора Екатерины II И.П.Елагин, и остров стали называть его именем-Елагин.
В конце XVIII столетия усадьба часто меняла своих владельцев, пока в 1817 году у Г.В.Орлова (сына одного из знаменитых братьев Орловых-Владимира), его не купил император Александр I за 350 тыс. рублей.
С этого момента по указу императора началась перестройка усадьбы на Елагином острове для его матушки «любезнейшей родительницы» императрицы Марии Федоровны. Создание дворцово-паркового ансамбля Елагина острова (1818-1822) – первая самостоятельная работа в Петербурге великого архитектора К.И.Росии.
Работа на Елагином острове была интересна для архитектора, так как здесь впервые в его практике решалась сложная задача – создание законченного классицистического ансамбля с применением синтеза искусств. В ходе этой работы сложился творческий коллектив творцов-единомышленников, в который вместе с К.И.Росси вошли: выдающиеся скульпторы С.С.Пименов и В.И.Демут-Малиновский; живописцы Д.Скотти, А.Виги, Б.Медичи; многие мастера – декораторы-лепщики, паркетчики и другие.
Из строительных смет XIX века, составленных архитектором К.И.Росси и садовником Д.Бушем следует, что на перестройку дворца и его убранство, строительство нового кухонного корпуса, конюшен и оранжереи, павильона у пристани, музыкального павильона, гауптвахты, а так же на садовые работы было потрачено более двух миллионов рублей.
Все здания ансамбля расположены среди зелени парка без какой-либо системы, что подчеркнуло живописность местности. Однако их все объединяет пространство Масляного луга (гулянья, которые устраивались на Масленицу на лугу дали ему название).
Камер-фурьерский журнал за 1822 год содержит сведения о точной дате освящения нового дворца: «В день тезоименитства Ея Императорского Величества Государыни Марии Федоровны 22 июля воспоследовало освящение вновь отстроенного Елагиноостровского дворца и церкви во имя Св. Чудотворца Николая…»
Главный фасад Елагина дворца в центре отмечен шестиколонным портиком, а по бокам двумя четырехколонными портиками завершенными треугольными фронтонами.
К парадному входу ведут пандусы, для въезда экипажей и нарядная лестница, которую фланкируют фигуры львов-охранителей. Противоположный фасад, обращенный к Средней Невке, трактован интимнее. Весь его центр занимает плавно скругленный выступ, который соответствует очертаниям прекрасного Овального зала, над которым в третьем этаже располагалась дворцовая церковь, во имя чудотворца Николая. Центральный выступ украшен колоннами, а по бокам, так же как и на главном фасаде дворца расположены четырехколонные портики. Широкая полукруглая лестница двумя маршами спускается в сад с видом на водную гладь.
Лестницу по обеим сторонам оформляют монументальные вазы из белого мрамора, украшенные барельефными группами нереид и тритонов. Вазы чередуются с плоскими корзинами для цветов. Дворец стоит на террасе, обрамленной чугунной решеткой с кружевным рисунком.
Дворец предназначался для частной жизни вдовствующей императрицы Марии Федоровны, поэтому интерьеры камерные и уютные в отличие от парадных резиденций, например Зимнего дворца. Залы расположены анфиладно, что давало возможность обойти весь дворец по кругу.
В трех залах Парадной анфилады-Опочивальне, Голубой и Малиновой гостиных-Росси использует для отделки нарядные штофы, заключенные в резные золоченые рамы, которые напоминают картины, выделяющиеся на фоне гладких стен, облицованных искусственным мрамором.
Цвет мрамора всегда согласовывался с общим тоном отделки. Активно зодчий использовал для внутренней отделки скульптуру и лепной декор, который создавался для каждого зала свой. В гармонии с убранством интерьеров находились и предметы быта, так ни один предмет мебели нельзя было передвинуть, не нарушив ансамбля.
При сооружении Елагина дворца работы по внутреннему убранству были поручены отечественным предприятиям и русским мастерам: работы по отделке искусственным мрамором- Я.Щенников; скульптурное оформление С.Пименов и Демут-Малиновский; лепные работы-Н.Саягин; двери -мебельная фабрика Гроссе; мебель-придворная мебельная мастерская Баумана.
При входе посетителей встречает парадный вестибюль-Передняя. Здесь в четырех попарно расположенных нишах, установлены светильники в виде алебастровых фигур жриц богини Весты с чашами в руках. Древние весталки по преданию должны были оберегать огонек, зажженный от священного небесного огня, символизирующего семейное счастье. Из скульптурного убранства Парадного вестибюля сохранился так же лепной карниз и плафон.
Особой торжественностью среди парадных интерьеров Елагина дворца отмечен Овальный зал, увенчанный куполом. Стены украшены ионическими колоннами с отделкой из искусственного мрамора. Колонны поддерживают карниз, декорированный рельефами и фигурами кариатид. Купол расписан кессонами и розетками в технике гризайль.
После смерти Марии Федоровны в 1828 году интерьеры первого этажа и церкви сохранялись без изменений сто лет. На втором этаже лишь перемещалась мебель в соответствии со вкусами новых владельцев.
Дворцом до 1917 года владели Романовы, он был любимым местом пребывания всех императорских семей. В царствование Николая II здесь некоторое время жил П.А.Столыпин - министр внутренних дел и председатель Совета министров. Ему была предоставлена возможность работать во дворце, не опасаясь покушений.
С лета 1918 по 1928 годы Елагин дворец согласно декрету нового правительства получил статус Музея истории быта. В этот период убранство дворца бережно охранялось.
В начале 1930–х годов вновь созданные властями организации Госфонд и Антиквариат начали изъятие художественных ценностей из бывших дворцов императорской фамилии, многие музеи были закрыты Музей истории быта в Елагином дворце так же был закрыт.
Вся коллекция декоративно-прикладного искусства, в том числе и уникальная мебель, выполненная по эскизам Росси была перераспределена или распродана. Часть отправилась в собрание Государственного Эрмитажа, Русского музея, Гатчины, другая часть отошла к различным учреждениям. Многие предметы были проданы.
Во время Великой Отечественной войны интерьеры дворца погибли во время пожара в 1942 году. С 1952 по 1960 годы во дворце велись восстановительные работы, но залы долго пустовали и лишь в 1987 году дворцу вернули статус музея.
В наши дни наиболее близка замыслу архитектора Росси отделка парадных залов первого этажа, церкви и кабинета Александра I. Эти интерьеры открыты для посещения. Второй и цокольный этажи, лестницы, вестибюль ему не соответствуют. Это говорит о том, что послевоенная реконструкция не строилась на точном воспроизведении нюансов, задуманных великим зодчим. В залах второго этажа Елагина дворца проводятся выставки декоративно-прикладного искусства.
Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Елагин остров. Императорский дворец. История и архитектура. Науч.редактор Питерская Л.К. сост.Шмидт Б.Е.Елагиноостровский дворец -музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьра конца XVIII н.XIX века.Арт-Палас., 1999. Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 Пилявский В.И.,Тиц А.А.,Ушаков Ю.С.История русской архитектуры-Архитектура_С.,М.,2004,
© Е. А. Паршина, 2009 |