на главную hellopiter.ru
на главную экскурсии санкт-петербург достопримечательности санкт-петербурга карта достопримечательностей санкт-петербурга санкт-петербург фото контакты
санкт-петербург медный всадник Памятник Петру I.Медный Всадник медный всадник
медный всадник Памятник Петру I .Медный Всадник.Санкт-Петербург медный всадник
 
 
 
 

 

Медный Всадник.Санкт-Петербург
  Медный Всадник.Санкт-Петербург  
 

Памятник Петру I, обращенный к Неве, является  композиционным центром Сенатской площади. На этом месте еще в 1718 году стоял второй по счету в Петербурге Исаакиевский собор, построенный по проекту архитектора Г.И.Маттарнови.
При Екатерине  II здание было разобрано, началось строительство нового Исаакиевского собора по проекту А.Ринальди, но дальше от берега Невы. На освободившемся месте  постепенно сформировалась одна из центральных площадей Петербурга-Сенатская, в центре которой  7 августа 1782 года, к столетию восшествия  Петра I на престол был торжественно открыт памятник царю-основателю города. 

Открытие монумента было организовано с большим размахом как всенародный праздник, при огромном стечении войск, чинов всех классов, простого люда. Вслед за торжествами, которые продолжались до позднего вечера,  последовала широкая амнистия.  

 
Открытие памятника Петру I на Сенатской площади. Мельников А.К. Портрет Фальконе Вид Сенатской площади.1850-е гг.

Автор этого монумента-Этьенн  Марис  Фальконе (в России-с 1766 по 1778 год) приехал в Россию   по рекомендации  французского просветителя Дени Дидро, с которым Екатерина II вела переписку.

Этот памятник, над которым Фальконе работал двенадцать  лет, стал главным произведением французского скульптора.

А.С.Пушкин назвал  монумент «Медным всадником» в своей одноименной поэме и  сегодня он является  одним из символов Петербурга. 
В бронзе и камне воплощен, прежде всего образ царя-реформатора. Об этом  можно прочесть в  «Историческом известии о изваянном конном изображении ПЕТРА ВЕЛИКОГО, сочиненном коллежским асессором и библиотекарем императорской Академии наук Иваном Бакмейстером» 1786 года, где со слов самого Фальконе автор указывает: «Намерение художника было-изобразить не столько победителя и завоевателя; но паче творца своего народа и законодателя своей державы». Это памятник не только императору Петру I, но всей Петровской эпохе.
Петр изображен на вздыбленном коне, который стремительно поднялся на гребень отвесной скалы. Голова царя, увенчанная лавровым венком, гордо поднята. Властному взгляду  соответствует энергичный жест правой руки. Гордая осанка раскрывает могучую волю и уверенность.
Всадник   облачен в широкую, легкую одежду, не стесняющую свободы движений. Одежда не является исторической, а создана фантазией скульптора и представляет собой сочетание античной одежды с русской народной. На Петре длинная рубаха ниже колен, с вышивкой по подолу и на рукавах. На грудь и плечи императора накинута широкая полоса ткани- наподобие плаща. Лавровый венок победителя и короткий меч у пояса свидетельствуют о том, что царь не раз одерживал победы на полях сражений.
Держа поводья в левой руке, всадник сидит на коне не в седле, а на звериной шкуре.

Медный всадник.Змея Фрагмент.Памятник Петру 1 Надпись на постаменте Медного всадника

Могучий конь, подчиняясь воле всадника, гарцует над обрывом, встав на задние ноги. В ногах коня извивается бронзовая змея (работы скульптора Ф.Г.Гордеева). Она  считается аллегорическим изображением зла-темных реакционных сил, стоявших на пути Петровских реформ. К тому же змея играет и функциональную роль, соприкасаясь с хвостом лошади, служит третьей точкой опоры. Для придания статуе устойчивости-толщина  стенок ее передней части сведена к минимуму, а хвост массивен и тяжел. Для балласта в круп и хвост коня введено четыре тонны железа.

Соблюдены все основные принципы монументальной пластики. Памятник имеет круговую точку обзора и по разному воспринимается в различных ракурсах. По героической трактовке образа памятник, несомненно, относится к стилю классицизм. Вместе с тем, присущая для него динамика, является неотъемлемой чертой барокко. 
Знаток искусства, французский философ, писатель -просветитель Д.Дидро, который побывал в России в 1773 году по приглашению Екатерины II и осмотрел модель памятника в мастерской Фальконе в своем письме к скульптору дал высокую оценку произведению.

В письме есть такие строки: «Герой и конь составляют вместе прекрасного Кентавра, коего человеческая и мыслящая часть удивительно спокойствием своим противополагается  части яростного животного».

На работу по созданию малой модели потребовалось три года. В конце мая 1770 года малая модель была отлита в гипсе и  выставлена на всеобщее обозрение  в мастерской скульптора. Подобная демонстрация   осуществлялась в Петербурге впервые «Санкт-Петербургские ведомости» писали: «С 19 числа сего мая по утру с 11 до 2, а после обеда от 6 до 8 часов впредь две недели показываема будет публике модель монумента блаженные и вечные славы достойныя памяти Государя императора  ПЕТРА Великого в состоящем на месте бывшаго зимнего деревянного дворца, что на Невской перспективе, строении».

Петербургская мастерская скульптора находилась на углу Кирпичного переулка и Большой Морской улицы. В течение двух недель здесь  побывало много народа. Оценки были самые разные, но   не все сразу поняли и приняли образный язык Фальконе.

медный всадник санкт-петербург памятник петру 1 санкт-петербург Портрет Мари–Анн Колло. Пьер Этьен Фальконе (сын Этьенна Мариса Фальконе). 1777 г.

В России хронологически по времени установления Памятник Петру I был первым конным монументом. Как известно, только в начале XVIII века, в годы царствия Петра в Россию пришёл  из Европы такой вид искусства, как светская скульптура.

Все статуи, созданные до «Медного всадника»   не были установлены (работы Б.К.Растрелли «Конная статуя Петра I»  и «Анна Иоановна»). Простому обывателю было трудно сразу понять все особенности монументальной скульптуры,  люди недоумевали по поводу огромных размеров всадника и коня. Непонимание было продиктовано так же сменой художественных стилей, с которым по времени совпало создание памятника. Барокко ушло в прошлое, складывался классицизм. Классицистическая образная система исключала барочную пышность, поэтому люди искушенные опасались, не слишком ли просто одет царь, соответствует ли ему простой лавровый венок и тому подобное.
Модель головы императора была создана талантливой ученицей Фальконе  Мари-Анной  Колло. Есть предположение, что ваятельница в процессе работы обращалась к гипсовой маске, снятой Б.-К.Растрелли с лица Петра I. статья www.hellopiter.ru

При создании монумента Фальконе, использовал  три важнейших принципа: знание классики, творческое воображение  и тщательное изучение натуры.
Во время работы над памятником скульптору позировал генерал П.И.Мелиссино, который ростом и фигурой походил на Петра Великого. К натуре Фальконе обратился и при создании коня. Первоначально он досконально изучил классическую конную статую римского императора Марка Аврелия, отлитую во II веке , но отказался от прямого подражания античности.

бронзовая статуя Марка Аврелия.Рим памятник петру I у третьего исаакиевского собора памятник Петру I у четвёртого исаакиевского собора

Во дворе мастерской был сооружен помост с нужным наклоном. Из царских конюшен и конюшен графа А.Г.Орлова были отобраны два скакуна-Бриллиант и Каприз. Берейтор А.Телечников и другие наездники взлетали по помосту на конях, вздыбливая их, а скульптор делал бесчисленные наброски.
После того, как была завершена большая модель, возникла трудность, так как среди русских литейщиков некому было поручить сложную отливку конной статуи в бронзе. А иностранные мастера запрашивали очень высокую цену. Тогда Фальконе сам принялся за изучение литейного дела.

В августе 1775 года работа над статуей  приблизилась к стадии отливки. В подготовительных работах и формовке участвовал Емельян Хайлов, переведенный с Литейного двора, который  в момент отливки  совершил настоящий подвиг.статья www.hellopiter.ru

  Форму помещалась в специальном котловане. С плавильной печью она соединялась наклонными трубами, которые постоянно подогревались, чтобы не лопнули во время поступления в них расплавленного метала.

Один из костров погас, труба остыла и когда по ней потек металл-дала трещину. Возник пожар и угроза того, что бронза не заполнит всю форму. Фальконе потерял сознание, остальные в панике покинули мастерскую. Хайлов погасил огонь, залепил трещину глиной и обернул трубу свой суконной одеждой, предварительно намочив её. Опасность миновала, но бронза заполнила форму не полностью, поэтому голова и шея коня, а так же часть фигуры всадника были отлиты лишь через два года. Хайлов серьезно пострадал, получив сильные ожоги он потерял один глаз. Лишь много времени спустя Екатерина II, узнав о  его  подвиге, произвела бывшего  литейного пушечного мастера в подпоручики артиллерии (звание только для дворян) и повелела выдать герою 2500 рублей золотом из казны.
Задолго до отливки статуи начались поиски природного камня для изготовления постамента. Били снаряжены две поисковые экспедиции, первая из которых нужного камня не нашла, а вторая отыскала вполне подходящий камень на острове Котлин (Кронштадт). Но доставить кронштадскую глыбу не представлялось возможным. Тогда объявили общенародный конкурс на поиск и доставку камня, разместив объявление в «Санкт-Петербургских ведомостях».

В сентябре 1768 года на объявление откликнулся  крестьянин из Лахты Сергей Вишняков, который сообщал, что в лахтинских лесах лежит гигантский Гром-камень, «лучше которого для пьедестала не сыскать».

вид гром камня,найденного на лахте.Шлей Якоб ван де вид начала обработки  гром камня. Шлей Якоб ван де вид гром-камня во время перевозки

Назывался Гром-камнем потому, что по преданию во время грозы громом у него был отбит угол, образовалась трещина в 15 вершков.  По словам крестьянина есть предание, что  Петр I не раз всходил на эту глыбу  для обозрения окрестностей, а так же наблюдал отсюда морские баталии. В Лахту отправили экспедицию, которая подтвердила, что камень вполне подходит по своим параметрам.
Размеры камня около 13 метров в длину, 8 метров в высоту и 6 метров в ширину и вес-около 1800 тонн, внушали ужас и сомнения, что его вообще можно сдвинуть с места. Четыре месяца ушло на очистку камня от земли, после чего его обнесли лесами.

На краю котлована установили блочные ворота, затем вырыли подземный желоб длиною в сто саженей (216 метров). Вокруг камня и по пути к Финскому заливу было выкорчевано много леса, в 1768 году была проложена дорога, укрепленная сваями. Затем соорудили надежную деревянную платформу. На нижней стороне ее по краям укрепили продольно идущие бронзовые желоба, на которых платформа  должна была катиться по бронзовым шарам, уложенным в желоба-рельсы. Как только платформа двигаясь, переходила с одной пары «рельсов» на впереди лежащую, задние желоба снимали и укладывали к началу пути. Гром-камень был надежно закреплен на платформе  и закреплен. Платформу тянули за канаты лошадьми и вручную с помощью воротов. Во время движения на каменной громаде трубил горнист и два барабанщика дробным боем подавали сигнал тем, кто тянул.

остатки гром-камня на лахте Медный всадник.Фото нач. XX века памятник петру i на сенатской площади

Сорок каменотесов не прекращали работать, отсекая грани. Вместе с ними на камне так же была установлена небольшая кузница для ремонта и заточки инструментов. На берегу залива устроили специальную пристань.

Камень двигали к воде девять месяцев. Двенадцать верст Гром-камень везли по воде. С этой целью на  Адмиралтействе было построено специальное судно длиной почти 54 метра,  шириной 32 метра и высотой 3,6 метра.  В сентябре 1770 года Гром-камень  прибыл к месту назначения на Сенатскую площадь.

В память о благополучной доставке Гром-камня Екатерина II велела вычеканить медаль с надписью: «Дерзновению подобно. Генваря 20 1770». 
Надпись на постаменте «Петру Первому Екатерина II»-лаконичное выражение политического значения памятника. Екатерина называла себя «дщерь петрова» и считала себя последовательницей петровских преобразований.
Установка монумента и его открытие проходили без участия Фальконе. Во время работы над памятником скульптор встречал противодействие со стороны президента Петербургской Академии Художеств И.И.Бецкого, который возглавлял все работы. Ко времени отливки монумента  так же осложнились отношения Фальконе и императрицей. К тому же пожилой скульптор серьезно заболел.
После отъезда Э.М.Фальконе из Петербурга руководство по установке памятника было поручено архитектору Ю.М.Фельтену.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Верещагина А.Г.Критики и искусство.Очерки истории художественной критики середины XVIII - первой трети XIX век.Пресс -традиция .,Москва 2004.;Калуцких.О.Из имперской России в Русскую Финляндию.Книга первая.,Алаборг.,СПб.,2008;Нестеров В.В.Львы стерегут город.Искусство-СПб.,СПб.,2001.

© Е. А. Паршина, 2011

 
Медный Всадник  на карте старые фотографии  Медный Всадник Медный Всадник  фото
 
Памятник Петру I ("Медный всадник") на Сенатской пл. Санкт-Петербург.

Памятник Петру I (Медный всадник) на Сенатской пл. Санкт-Петербург.

 
М.А. Коло. Модель головы для памятника Петру I. Русский музей

М.А. Колло. Модель головы для памятника Петру I. Русский музей

 
Памятник Петру I (Медный Всадник). Сенатская площадь
Памятник Петру I (Медный Всадник). Сенатская площадь
 
И.Барт.Сенатская (Петровская) площадь.
И.Барт. Сенатская (Петровская) площадь.
 
Сенатская площадь и памятник Петру I. К. А. Людвиг. 1799 г.
К. А. Людвиг. Сенатская площадь и памятник Петру I. 1799 г.
 
Медный Всадник.Сенатская площадь.Фото н.XX века.
Памятник Петру I (Медный Всадник). Сенатская площадь. Фото нач. XX века.
St.-Petersburg.Saint-Petersbourg.Sankt Petersburg.San Petersburgo.Медный Всадник.Санкт-Петербург
     
 
  Памятник Петру I. Медный Всадник.Санкт-Петербург  
 
Назад 
      Rambler's Top100    
 
 
Медный Всадник.Санкт-Петербург