|
К 1730 году после перенесения на Васильевский остров городского порта, здесь на восточной его оконечности возводились главным образом здания, связанные с нуждами порта.Первое здание Биржи, где заключались торговые сделки было построено по проекту архитектора Джакомо Кваренги. Здание Биржи многим, в том числе Екатерине II, казалось не совсем удачным, так как не отвечало новым эстетическим представлениям.
В конце XVIII века классицизм в искусстве достиг наивысшей точки своего развития и архитекторы ставили перед собой сложные задачи : во – первых, теперь создаются не отдельные здания, а целые градообразующие архитектурные ансамбли. Во – вторых с помощью применения скульптурного убранства фасадов они стараются раскрыть и функциональное назначение здания, и в аллегорической форме передать определенные политические идеи. Здание, построенное по проекту Д.Кваренги, разобрали.hellopiter.ru
В начале XIX века, над темой главного биржевого здания начал свою работу архитектор Ж.Ф.Тома де Томон. В это время Биржа уже понималась не только как утилитарная портовая постройка, но как монументальное сооружение общественного значения, важное для престижа города и государства. А главная идея всего ансамбля - торжество России, как морской державы. Ведь к тому времени, после удачных войн с Турцией, Россия уже водила свои торговые суда по Черному морю. Так же в ее подчинение вошел и Крым (в результате войны с Турцией 1768-1774 Россия получила право беспрепятственного хождения судов по Черному морю, а в 1783 прекратило существование Крымское Ханство и Крым был присоединен к России).
Эта идея и была раскрыта, благодаря синтезу архитектуры и скульптуры. Планировка площади была разработана выдающимся архитектором Высокого классицизма – А.Захаровым, а воплотил эти планы в жизнь Ж.Ф.Тома де Томон. Ему принадлежит проект нового здания Биржи, которое стало центром всей композиции Биржевой площади. Проект предусматривал упорядочение природного окружения здания. Берег стрелки Васильевского острова был выдвинут вперед более, чем на 100 м. и ему были приданы правильные очертания. Так перед Биржей возникла полукруглая площадь, раскрытая к Неве, появились гранитная подпорная стенка и пологие пандусы «стекающие» к Неве. Пандусы украсили монументальные гранитные шары.
Две вертикали Ростральных колонн, которые служили маяками, подчеркнули строгую симметрию композиции. Колонны воспроизводят формы античных триумфальных сооружений. Они украшены металлическими изображениями ростр- носовых частей кораблей. У подножия каждой из них изваяния аллегорических фигур четырех российских рек: Невы и Волхова, Волги и Днепра.
В основе композиции монументального здания Биржи лежит схема древнегреческого храма. Его прямоугольный объем окружает снаружи колоннада. Само здание поднято на высокий каменный подиум, что придает сооружению еще большую значительность. Двускатная крыша образует на торцовых фасадах фронтоны, на фоне которых помещены скульптурные группы . На главном фасаде композиция " Нептун в колеснице с фигурами рек Невы и Волхова по сторонам".
На западном фасаде «Навигация с Меркурием и рекой». Эти скульптуры, как и статуи у подножия Ростальных колонн посредством аллегории раскрывают предназначение Биржи, как центра морской торговли. Скульптура из пудостского камня, включенная в ансамбль Биржи, создана, в соответствии с эскизами Ж.Ф.Тома де Томона, французскими мастерами Камберленом и Тибо. Каменотесными работами руководил Самсон Суханов.
Строительство Биржи велось с 1804 по 1810 годы, открытие же состоялось в 1816 году. Еще в Петровское время Васильевский остров стал средоточием учебных и научных заведений, таковым он остается и в наши дни. Об этом свидетельствуют и многочисленные музеи и научные институты, располагающиеся, в том числе и в зданиях ансамбля Биржевой площади. Так на основе « Модель каморы», созданной Петром в 1709 году, в 1805 году был учрежден «Морской музеум» . Теперь «Военно-Морской музей» находится в здании бывшей Биржи, свое современное название получил в 1924 году.
Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004.Пукинский.Б.,Санкт-Петербург 1000вопросов и ответов.Норинт.,СПб.,2007
© Е. А. Паршина, 2009 |
|