Мраморный дворец был построен в 1768-1785 годы по проекту А.Ринальди, и стал подарком Екатерины II одному из ее фаворитов-Григорию Орлову.
В Петровское время, на этом месте находилось здание деревянного Почтового Двора, сведения о котором встречаются в книге М.И.Пыляева «Старый Петербург»: «В мазанковом почтовом дворе сначала была открыта виноторговля, где, по обычаю голландских городов, в полдень играло двенадцать музыкантов на рожках и трубах. Впоследствии сюда был выписан из Данцига почмейстер, которому было приказано за деньги кормить и давать помещение приезжающим в Петербург.»
Внешний облик Мраморного дворца, построенного во второй половине XVIII века необыкновенно наряден и неповторим, благодаря тому, что два верхних этажа облицованы светло-серым сердобольским гранитом.
Нижний этаж отделан розовым гранитом и гармонично сочетается с гранитом Дворцовой набережной.
Для отделки фасадов и интерьеров этого старейшего здания, архитектор Антонио Ринальди щедро использовал цветной мрамор, что и подчеркнуто названием дворца. Стены второго и третьего этажей объединены ордером. Коринфские пилястры из полированного тивдийского мрамора розоватых оттенков выделяются на фоне гранитных стен.
По своему архитектурному облику здание относится к периоду раннего классицизма. Внутри Мраморный дворец был оформлен богато и изыскано.
Парадная лестница вела от входа на площадку среднего этажа к парадным помещениям: Лаковому залу, «Собранному залу», Галерее (Орловский зал), Мраморному и Китайскому залу.
Стены «Собранного зала» были обиты бархатом с вензелями Екатерины II, смысловым ядром этой гостиной, позднее названной Царской, стал размещавшийся на западной стене под резным золоченым балдахином с короной, парадный портрет императрицы. Перед ним стоял своеобразный жертвенник-пьедестал с вазой, украшенной военными трофеями.
Орловский зал украшали бюсты братьев Орловых и посвященные их деяниям мраморные барельефы. У дверей с мраморными наличниками стояли две фигуры весталок, хранительниц божественного огня.
|
Над скульптурным убранством Мраморного дворца работал выдающийся скульптор Ф.И.Шубин. Это 42 произведения, которые он исполнил с итальянцем Валли и австрийским ваятелем Дункером. Потолок Орловского зала украшал живописный плафон, работы С.Торелли «День, прогоняющий ночь».
Мраморный зал был рассчитан для многолюдных собраний и имел богатейшее убранство. Потолок украшал плафон С.Торелли «Свадьба Купидона и Психеи».
Лаковый зал получил такое название потому, что три двери и коробки трех окон были отделаны разноцветным полированным деревом. Стены зала украшали деревянные резные рельефы «изображавшие историю Александра Великого» (в настоящее время в Эрмитаже). В перекрытии живописный плафон И.Криста «Суд Париса».
Китайский зал использовался – как парадная столовая. Помимо парадных помещений были жилые покои и картинная галерея.
В одном из пяти залов картинной галереи размещалась портретная-девяносто один портрет всех представителей Дома Романовых и всех царствующих в это время императоров европейских государств, а так же конные портреты братьев Орловых.
На среднем этаже находился спортивно-оздоровительный комплекс, который включал ванную, парную, зал для игры в мяч, ряд залов, служебные помещения. Комплекс отличался своеобразием, так как ни в одном Петербургском богатом доме бани не размещались на втором этаже.
В Мраморном дворце стремление к комфорту достигло своего апогея. В 1780 году было принято решение о строительстве Служебного дома. Здесь разместились конюшни, сенные и каретные сараи, манеж и другие служебные помещения. Служебный корпус полностью заслонил один из боговых фасадов Мраморного дворца, обращенный в сторону нынешней Суворовской площади. В 1795 Мраморный дворец был пожалован Великому князю Константину Павловичу. В 1797-98 во дворце жил бывший король Речи Посполитой С.Понятовский.
Распоряжением Николая I в 40-е годы XIX века Мраморный дворец был передан во владение его сыну – великому князю Константину Николаевичу в качестве свадебного подарка.
В 1843-1849 годах архитектором А.П.Брюлловым была осуществлена значительная переделка ряда интерьеров Мраморного дворца.
Брюллов создал дом для великокняжеской семьи, а так же надстроил стоявший между дворцом и Суворовской площадью Служебный корпус Мраморного дворца.
К началу перестройки Мраморный дворец менял не раз отделку интерьеров и назначение помещений. К 1840-м годам большую часть занимали квартиры, владельцы которых переделывали интерьеры по своему вкусу.
Брюллов реконструирует обветшавший Мраморный дворец, вводя при этом техническое новшество – воздушное отопление, размещая в цокольном этаже здания «пневматические печи».
Так же в цокольном этаже было размещено «устройство, приводящее в движение подъемную машину»-прообраз лифта, хозяйственные помещения: винные погреба, сервизная кладовая, комната для жарения кофе, ледник и баня с полками и «механизмом для дождя». Наличие бани не исключило оборудованных ванных с подводом горячей и холодной воды.
Обновленный Мраморный дворец после перестройки стал называться «Константиновским» по имени нового владельца - это был богатый дом нового типа.
|
На протяжении XIX века вместе с жизнью семьи менялось функциональное назначение ряда покоев, декор интерьеров, вводились технические новшества, например электрическое освещение.
Первый и третий этажи дворца и Служебного корпуса занимали комнаты штата придворных Малого Двора и служебные помещения.
Хозяева занимали второй этаж. По южной стороне, где устроен лифт: приемный зал, камердинерская, кабинет «Его Высочества», уборная и ванна; ванна и уборная «Ея Высочества», опочивальня, малая столовая, будуар «Ея Высочества», кабинет «Ея Высочества», гостиный зал.
Стены и потолок в кабинете великого князя Константина Николаевича были обиты деревянными панелями хвойных пород, напротив окон находился изразцовый камин. В оформлении нашли проявление черты «русского стиля», который получил широкое развитие позднее в 60-70 годы XIX века.
Комнаты великой княгини Александры Иосифовны были оформлены в стиле западноевропейской готики. В северо-западной части дворца размещалась библиотека, здесь же: Турецкая комната, цветник и зимний сад, соединенный галереей с Большим залом. В северо-восточной части размещались парадные апартаменты дворца-пять помещений, среди которых знаменитый Мраморный зал.
В России XIX века модным было органное домашнее музицирование. В 1857 году орган, изготовленный петербургским мастером Г.Мельцелем, появился и в Мраморном дворце.
Великий князь Константин Николаевич, генерал-адмирал, председатель географического и археологического обществ был страстным поклонником классической музыки. Для участия органа в концертах инструмент перевозился из дворца.
В 1933 году орган был передан в Государственный Эрмитаж и его установили в Эрмитажном театре. С 1935 году инструмент был передан в театр Музыкальной комедии, затем его перевезли в Малый зал филармонии, где в разобранном виде он хранился в подвале. Дальнейшая судьба музыкального инструмента не известна.
Служебный корпус Мраморного дворца, так же был перестроен А.Брюлловым к 1850 году. Отделка фасадов Служебного корпуса значительно скромнее по сравнению с дворцовым зданием. Так как в Служебном корпусе располагались и каретные сараи и конюшни, то верхнюю часть его западного фасада Брюллов украсил длинным многофигурным скульптурным фризом, тема которого-лошадь на службе человека. Фриз был создан знаменитым скульптором П.К.Клодтом в 1848 году. Служебный корпус удачно сформировал западную границу Марсова поля.
В период последней четверти XIX-начала XX века в Мраморном дворце проживали уже три поколения великокняжеской семьи. Среди многочисленных Константиновичей самой яркой фигурой был великий князь Константин Константинович-второй сын Константина Николаевича и Александры Иосифовны, известный литератор (литературный псевдоним К.Р.), драматург, переводчик, музыкант, Президент Академии Наук, начальник военно-учебных заведений России, член различных обществ и обладатель еще множества почетных званий.
Великокняжеский дворец стал одним из центров литературной и музыкальной жизни Санкт-Петербурга. Здесь бывали личные гости Константина Константиновича поэты К.К.Случевский, А.А.Фет, композитор П.И.Чайковский, художник В.М.Васнецов; ставились пьесы хозяина дворца. Личная половина К.Р. размещалась на первом этаже, на южной стороне, выходящей на Миллионную улицу.
Существенные переделки были проведены в 1883-1884 годах в связи со свадьбой Константина Константиновича с Елизаветой Маврикиевной.
Работы велись несколькими архитекторами: Н.Я.Потоловым, гражданским инженером В.В.Николя, неклассным художником архитектуры А.К.Джиоргули, архитектором Д.Д.Зайцевым.
Интерьеры некоторых помещений квартиры К.Р. сохранились до сегодняшнего дня.
После октябрьской революции 1917 года в Мраморном дворце размещался Наркомат труда, в 1919-36 годы - Государственная академия истории материальной культуры. С 1937 года в здании располагался Центральный музей Ленина. Под нужды музея интерьеры были переделаны архитектором Н.Е.Лансере.
В Служебном корпусе Мраморного дворца после революции было устроено общежитие для ученых. Здесь вместе со своим вторым супругом В.К.Шилейко с 1918 года проживала А.А.Ахматова.
Ученый ассириолог, специалист по древним клинописным языкам Месопотамии получил в общежитии две комнаты-одно окно было обращено на Суворовскую площадь, другое на Марсово поле. (Развелись Шилейко и Ахматова в 1826 году, а последние вещи Ахматова вывезла из своей комнаты в декабре 1929 года).
С 1950-х до конца 1980-х перед Мраморным дворцом, на постаменте стоял бронеавтомобиль - Остин-Путиловец (в 1970-х он находился в вестибюле дворца), установленный в память о выступлении Ленина с похожего броневика по прибытии в Петроград в апреле 1917 года.
Затем броневик был передан в Артиллеристский музей, а освободившийся постамент в 1997 году занял памятник Александру III работы П.П.Трубецкого.
Первоначально с 1909 по 1937 годы монумент находился на (Знаменской площади) пл.Восстания.
В 1937 году в связи с реконструкцией площади Восстания и прокладкой трамвайных путей по Невскому проспекту памятник сняли и передали Русскому музею. Хранился он во дворе музея и во время Великой Отечественной войны едва не был разрушен.
В настоящее время Мраморный дворец является филиалом Государственного Русского музея и представляет собой памятник архитектуры второй половины XVIII века, сохранивший уникальные фасады. В здании сохранился ряд интерьеров в том виде, как они были реконструированы А.Брюлловым в середине XIX века. Это парадная лестница дворца, Мраморный зал, парадный кабинет великого князя Константина Николаевича, Белый зал, зимний сад и интерьеры квартиры князя Константина Константиновича.
Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Государственный Русский музей. Сборник статей,1999;Ильина Т.В.Русское искусство XVIII века. Высшая школа.,М.,2001;Недошивин В.Прогулки по серебряному веку. Петербург.,Астрель.,М.,2009; Пунин А.Л.Архитектура Петербурга середины и второй половины XIXвека.Крига.,СПб.,2009; © Е. А. Паршина, 2010 |