на главную hellopiter.ru
на главную экскурсии санкт-петербург достопримечательности санкт-петербурга карта достопримечательностей санкт-петербурга санкт-петербург фото контакты
санкт-петербург Мосты на Канале Грибоедова
мосты Канал Грибоедова.Мосты Санкт-Петербурга мосты
 
 
 
 
музеи архитектура мосты санкт-петербурга скульптура сады развлечения
 
нева мостыфонтанка мостыканал грибоедова мостымойка мосты
Канал Грибоедова  берет свое начало от реки Мойки в районе здания Конюшенного Двора и, проделав путь, длиною в пять километров впадает в Неву в районе ее устья. История канала Грибоедова начинается от речки Кривуши (еще ее называли Глухой), которая протекала по заболоченной местности. Кривуша имела очень извилистое русло, что обусловило ее название. Во времена правления Екатерины II речку Кривушу углубили, расширили, «одели» в гранит и нарекли Екатерининским каналом. После октябрьской революции в 1923 году водоток переименовали в канал Грибоедова, так как здесь в доме 104/25 по Екатерининскому каналу находилась одна из первых его квартир. Всего через канал Грибоедова переброшен 21  мост.

Новоконюшенный мостНовоконюшенный мост - переброшен через канал Грибоедова на оси Конюшенной площади.

Ширина моста 34.4 метра и мост воспринимается как продолжение площади. На площади разместилось здание Конюшенного двора, что обусловило и название площади, и название моста.

Другой стороной мост раскрывается на площадь перед церковью Воскресения Христова, прозванной в народе Спас-на-Крови. Храм был построен на том месте, где 1 марта 1881 года бомба народовольца Гриневицкого смертельно ранила императора Александра II.

Строительство храма началось в 1883 году, тогда же и появилась первая переправа через Екатерининский канал в этом месте. В 1907 году после завершения строительства храма деревянный мост стал постоянной переправой.

С 1917 года его стали называть «мост-перекрытие», что соответствовало его первоначальному функциональному назначению. Свой современный облик мост приобрел в 1967 году, когда его перестроили по проекту архитектора Л.А.Носкова и инженеров Л.Н.Соболева и Ю.Л.Юркова. В  1975 году мост  назвали в честь убийцы императора Александра II-мост Гриневицкого. Историческое название–Новоконюшенный мосту вернули в 1998 году.

Новоконюшенный мост

Мосты Санкт-Петербурга..............................................................................................................................................................................................................................

ИтальянскийИтальянский пешеходный мост переброшен через канал Грибоедова напротив Итальянской улицы.

Название  и мост и улица получили благодаря Итальянскому дворцу, который  был построен в 1720-е годы  для Екатерины I, предположительно по проекту Н.Микетти. Усадьба занимала огромную территорию, но сегодня о ней напоминает  лишь название моста.

История Итальянского моста интересна. В 1896 году инженер Л.Н.Колпицын на свои средства построил на месте бывшей здесь лодочной переправы  деревянный мост с опорами на гранитные стенки набережных канала. Переправа была поднята над уровнем набережной на 1,4 метра для удобного прохода судов, по обоим концам моста были сооружены каменные лестницы.

Инженер  рассчитывал, что компенсирует личные затраты в три с половиной тысячи рублей, если с каждого проходящего по мосту будут брать плату по одной копейке.

Однако, воплотить замысел не удалось, так как строительство велось без одобрения Городской управы. Л.Н.Колпицыну  пришлось смириться с потерей денег и считать мост своим подарком городу.

В 1902 и 1911 годах проходила реконструкция Итальянского моста, во время которой вместо прежней конструкции  по проекту К.В.Ефимова была установлена новая-деревянная, но на свайном основании.

В 1955 году мост вновь был капитально перестроен по проекту Н.Д.Гутцайта и В.С.Васильковского. На этот раз опорами моста вновь стали стенки набережных, полотно переправы было заасфальтировано, на четырёх опорах установили торшеры со стилизованными под старину фонарями. Тогда мост и приобрел сегодняшний облик, стилизованный под вторую половину  XIX века. Итальянский мост

Мосты Санкт-Петербурга..............................................................................................................................................................................................................................

Казанский мостКазанский мост переброшен через канал Грибоедова в створе Невского проспекта. Является одним из самых широких мостов в Петербурге (ширина Казанского моста 95 метров).

Первоначально в 1716 году в этом месте через речку Кривушу  был построен деревянный мост.В 60-е годы XVIII века Кривушу облагородили, упорядочили русло и «одели» в гранит.

В 1766 году под руководством инженеров И.М.Голенищева–Кутузова (отца великого полководца)  и В.Назимова деревянный мост заменили однопролетным каменным, а в 1805 году в связи со строительством Казанского собора мост расширили до современных размеров по проекту архитектора Л. Руска. Тогда же чугунные перила заменили гранитными парапетами.

Капитальный ремонт моста проводился в 2002 году.

Название моста произошло от того, что в церкви Рождества Богородицы, стоявшей на Невском проспекте, вблизи моста хранилась икона Казанской Божьей Матери, перевезенная из Москвы в Петербург по велению Петра I. Для этой иконы в 1801-1811 годах на углу Невского проспекта и канала был построен по проекту А.И.Воронихина Казанский собор.

Казанский мост является самым низким в Санкт-Петербурге.Казанский мост

Мосты Санкт-Петербурга..............................................................................................................................................................................................................................

Банковский мостБанковский мост  пешеходный  мост, переброшен через канал Грибоедова напротив здания Ассигнационного банка (дом 30-32), что  определило название переправы.

Сегодня в здании банка, построенном в 1783-1786 годах по проекту Д.Кваренги, находится Университет экономики и финансов.

Строительство моста  осуществлялось в 1825-1826 годы по проекту немецкого инженера Вильгельма (Гийома) Треттера.

Главной заслугой этого инженера стало внедрение в русское мостостроение новых конструкций висячего типа. Банковский мост стал одним из  пешеходных мостов   цепной системы.

Вместе с Треттером в строительстве  принимал участие выпускник Путейского института инженер В.Христианович.

Банковский мост украшен фигурами грифонов с позолоченными крыльями. В  них скрыты металлические кронштейны, к которым подвешены тросы, поддерживающие мост.

Фигуры выполнены и чугуна по моделям скульптора П.П.Соколова. Эти мифические существа с телом льва, крыльями, а часто и с головой орла по древним преданиям были стражами сокровищ. Недаром они установлены на мосту у здания банка.

Долгое время в качестве парапета Банковского моста служили простые перила. Они заменили утраченную в конце XIX художественную ограду. В 1952 году по проекту А.Л. Ротача и Г.Ф. Перлиной эту ограду восстановили вместе с фонарями над головами грифонов. В 1994 году было восстановлено деревянное покрытие полотна моста. Банковский мост

Мосты Санкт-Петербурга..............................................................................................................................................................................................................................

Каменный мостКаменный мост переброшен через канал Грибоедова там, где его пересекает Гороховая улица. По нему проходит граница между Адмиралтейским и Центральным районами Санкт-Петербурга. С моста в перспективе Гороховой улицы  видна башня Адмиралтейства.

В 1752 году на этом месте был построен деревянный мост, который  назывался Средним. Современный каменный мост был возведён в 1766-1776 годы по проекту инженера В. И. Назимова и под наблюдением инженера И. Н. Борисова.

Это один из старейших сохранившихся доныне петербургских мостов. Так как мост стал первым в Петербурге мостом из камня, то его так и назвали Каменный. Свод моста выложен из гранита, фасады так же имеют гранитную облицовку.

Изначально мост имел четыре полукруглых лестничных спуска к воде, но в конце XIX века их убрали.

В облицовке моста гладкие гранитные блоки чередуются с блоками, обработанными на четыре грани-так называемый "брильянтовый руст". Каменный мост имел четыре полукруглых лестничных спуска к воде, которые в  конце XIX века  были ликвидированы.

В 1880 году здесь планировалось седьмое (неудачное) покушение  на императора Александра II. Членами партии «Народная воля» под устои моста была заложена бомба с целью её взорвать когда по переправе поедет царский экипаж. Однако агентами охранного отделения этот замысел был раскрыт и император проехал здесь гораздо раньше , чем  явились народовольцы. Весной 1881 года из-под моста были извлечены семь пудов динамита, что произошло уже после гибели императора.

Каменный  мост оказался достаточно крутым, зимой конные экипажи преодолевали его с  трудом. В начале XX века по Гороховой улице было открыто движение автобусов. Оказалось, что въезды  на мост слишком крутые для автобуса с пассажирами. Кондуктор вежливо просил "уважаемых господ" выйти из автобуса и подняться на мост пешком. Пустой автобус с трудом вползал на середину моста, где пассажиры садились на свои места.

К 1949 году  только на Каменном мосту сохранилась металлическая стойка с названием моста. По ней, как по образцу, были установлены стойки с названиями на других мостах города.Каменный мост

Мосты Санкт-Петербурга..............................................................................................................................................................................................................................

Кокушкин мостКокушкин мост переброшен через канал Грибоедова и соединяет Столярный переулок с  Кокушкиным переулком. На Кокушкином переулке всего по одному дому с каждой стороны, переулок соединяет набережную с Садовой улицей.

Название моста и переулка напоминает о том, что неподалеку был дом купца В.Кокушкина. Кокушкин мост упоминается во многих литературных произведениях, так, например в самом начале романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Сам канал Ф.М.Достоевский называл канавою, здесь разворачивается действие многих его произведений.

Мост был построен в конце XVIII века, когда завершались работы по облицовке гранитом берегов бывшей речки Кривуши. Первоначально мост имел каменные, облицованные гранитом опоры и деревянное балочное пролётное строение.

В 1872 году  производился капитальный ремонт моста, при этом пролётное строение было изготовлено по образцу старой конструкции. В дальнейшем мост неоднократно ремонтировался и сохранился в таком виде до 1946 года. Затем из-за ветхости деревянных конструкций мост был реконструирован  по проекту инженера Б.Б.Левина и архитектора Л.А.Носкова.

Мосты Санкт-Петербурга..............................................................................................................................................................................................................................

Львиный мостЛьвиный мост пешеходный мост, переброшен через канал Грибоедова напротив Малой Подьяческой улицы. Мост украшают четыре чугунные фигуры львов, отсюда название моста.

Львиный мост был построен в 1825-1826 годах по проекту немецкого инженера Вильгельма (Гийома) Треттера. Главной заслугой этого инженера стало внедрение в русское мостостроение новых конструкций висячего типа. Львиный мост стал одним из  пешеходных мостов   цепной системы.

Вместе с Треттером в строительстве  принимал участие выпускник Путейского института инженер В.Христианович.

В фигурах львов  скрыты металлические кронштейны, к которым подвешены тросы, поддерживающие мост. Фигуры выполнены и чугуна по моделям скульптора П.П.Соколова. На чугунных решетках посреди пролета  были установлены два фонаря.

  В 1880 году производились  ремонтные работы, исказившие облик моста -  фонарные столбы были заменены кованой решеткой. 

В 1954 году во время реставрационных работ, под руководством архитектора А.Л.Ротача и техника Г.Ф.Перминой, были воссозданы ограждения и утраченные торшеры с фонарями. В 2000 году мост капитально отремонтировали, реставрировали львов, вернув им прежнюю окраску под мрамор.

В 1838 году уменьшенная копия моста (длина 17,3 м, ширина 2 м) была возведена по проекту немецкого архитектора Л.Ф.Гессе на территории берлинского Тиргартена.  Он стал  первым подвесным мостом  в Берлине. В отличие от петербургского оригинала, пролётное строение и перила берлинского Львиного моста до сих пор сохранены  деревянными. Львиный мост

Мосты Санкт-Петербурга..............................................................................................................................................................................................................................

Использованная литература:Бунатян Г.Г.,Чарная М.Г. Прогулки по рекам и каналам Санкт-Петербурга-Паритет,Спб.,2007;Лисовский В.Г. Архитектура Петербурга.Три века истории.-Славия.,Спб.,2004; Пунин А.Л.Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века.1830-1860-е годы.Ранняя эклектика.-Крига.,Спб.,2008.

© Е. А. Паршина, 2009

  Мосты на Канале Грибоедова.Мосты Санкт-Петербурга  
 
Назад 
      Rambler's Top100    
 
 
Мосты на Канале Грибоедова